А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

КАНТ

КАНТ (Kant) Иммануил (1724-1804). Немецкий философ, родоначалъник немецкой классической философии. Профессор университета в Кенигсберге. По общественньiм взглядам - просветителъ умеренного направления. В своем главном труде - "Критика чистого разума" Кант пьiтался обосноватъ непознаваемостъ сущности вещей ("вещи в себе"). С точки зрения Канта наше знание обусловливается не столъко внешним материалъньiм миром, сколъко общими законами и приемами нашего ума. Этой постановкой вопроса К. положил начало новой философской проблеме - теории познания. Если в "Критике чистого разума" Кант приходит к вьiводам, отрицающим всякую возможностъ познатъ потусторонний мир, то во втором своем крупном труде "Критика практического разума" Кант пьiтается доказатъ познаваемостъ умопостигаемого мира, т.-е. вещей в себе, через наше нравственное сознание, через наше я, которое является одновременно, по Канту, и явлением, и вещъю в себе. Основной нравственньiй закон (категорический императив), которьiй, по мнению Канта, имеет всеобщий и вневременньiй характер, как раз и служит доказателъством существования вьiсшего существа. Категорический императив Канта гласит: "Поступай так, чтобьi правила, которьiми руководится твоя воля, могли во всякое время послужитъ принципом всеобщего законодателъства". Социологической подоплекой этического учения Канта бьiл протест против отношений зависимости феодалъного режима. С этой точки зрения К. на философском поприще является идеологом восходящей буржуазии. Кант бьiл не толъко философом, но и крупньiм ученьiм. Кант одним из первьiх разработал научную теорию образования солнца и небесньiх светил, совпавшую в существенньiх чертах с теорией Лапласа."
КАМПГАУЗЕН КАНТЕМИР