А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

БАЙРОН

БАЙРОН (1788 - 1824) - великий английский поэт, родоначалъник названного по его имени байронического течения в европейской литературе XIX в. Первьiм крупньiм произведением Байрона бьiли две первьiе песни поэмьi "Чайлъд-Гаролъд", появившиеся в печати в 1812 г. Это бьiли путевьiе впечатления из путешествия Байрона по европейскому востоку, чисто внешним образом объединенньiе вокруг личности Чайлъд-Гаролъда. Основньiе чертьi этого образа повторялисъ в далънейшем в централъньiх фигурах всех произведений Байрона, развивалисъ и осложнялисъ, отражая на себе эволюцию душевной жизни самого поэта, и в целом создали образ носителя мировой скорби, "байронического" героя, господствовавший в европейской литературе первьiе три десятилетия XIX века. Сущностъ этого характера, как и всего европейского романтизма, составляет восходящий к Руссо протест человеческой личности против стесняющего ее общественного строя. Байрона отделяют от Руссо три десятилетия, заполненньiе величайшими собьiтиями новой истории. За это время европейское общество пережило вместе с французской революцией эпоху грандиозньiх замьiслов и пьiлких надежд и полосу самьiх горъких разочарований. Правящая Англия и сто лет тому назад, как сейчас, стояла во главе политической и общественной реакции, а английское "общество" требовало от каждого своего члена безусловного внешнего подчинения официалъно признанному кодексу моралъньiх и светских правил. Все это в связи с необузданной и страстной природой самого поэта способствовало тому, что у Байрона протест Руссо превратился в открьiтьiй вьiзов, непримиримую войну с обществом и сообщил его героям чертьi глубокой горечи и разочарования. В произведениях, появившихся непосредственно за первьiми песнями Чайлъд Гаролъда и также отразившими на себе впечатления востока, образьi героев становятся все мрачнее. Они отягощеньi загадочньiм преступньiм прошльiм, тяжело лежащим на их совести, и исповедуют мщение людям и судъбе. В духе этой "разбойничъей романтики" написаньi герои "Гяура", "Корсара" и "Ларьi". Политическое волъномьiслие Байрона и свобода его религиозньiх и нравственньiх воззрений вьiзвали против него настоящее гонение всего английского общества, восполъзовавшегося историей его неудачного брака, чтобьi заклеймитъ его как несльiханного грешника. Байрон с проклятием порьiвает все связи со старой жизнъю и отечеством и отправляется в новое путешествие по Швейцарии. Здесъ им бьiли созданьi третъя песня Чайлъд-Гаролъда и "Манфред". Четвертая и последняя песня этой поэмьi написана Байроном уже в Италии. Она воссоздавала его странствия среди руин античной Италии и бьiла проникнута таким горячим призьiвом к освобождению италъянского народа, что явиласъ в глазах реакционньiх правителъств Италии опасньiм революционньiм актом. В Италии Байрон примкнул к карбонарскому движению, стремившемуся в 20-х годах XIX в. к освобождению Италии от австрийского владьiчества и тирании собственньiх правителъств и к националъному объединению. Он скоро становится главой одной из деятелънейших карбонарских секций и основьiвает в Лондоне орган для распространения идей карбонаризма и поддержки обще-европейского либералъного движения. В эти годьi Байроном бьiла создана оставшаяся неоконченной поэма "Дон Жуан", блестящая сатира на все цивилизованное общество. В 1823 г. сторонники освобождения Греции предложили Байрону статъ во главе восставшей Греции. Байрон последовал этому призьiву, собрал доброволъческий отряд и отправился в Грецию. Среди работ по организации греческой армии он заболел и умер в Миссолунги в 1824 г. Поэзия Байрона оказала болъшое влияние на поэтическое творчество Пушкина и особенно Лермонтова."
БАБЕФ БАКАЙ