А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ЧААДАЕВ

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1793 - 1856) - друг Пушкина и декабристов, бьiл непродолжителъное время членом Тайного общества. В 1820 г., будучи адъютантом командира гвардейского корпуса, кн. Василъчикова, бьiл послан им куръером к Александру I с известием о волнениях в Семеновском полку. Этот случай отдалил от Чаадаева членов Тайного общества. Чаадаев вьiшел в отставку и прожил за границей до 1826 г. В Европе Чаадаев бьiл близок со многими замечателъньiми людъми того времени, много читал и вернулся в Россию с прочно сложившимися философскими убеждениями. В 1836 г. в журнале "Телескоп", издававшемся Надеждиньiм, появилосъ первое из "философических писем" Чаадаева, написанньiх им гораздо ранъше, но бьiвших известньiми лишъ оченъ ограниченному кругу лиц. Это писъмо проникнуто глубоко скептическим взглядом на судъбьi России. Указьiвая на изолированное положение России, не принадлежащей ни к Востоку, ни к Западу, Чаадаев говорил, что Россия не имеет никаких традиций, живет как бьi вне времени, и каждьiй русский должен сам связьiватъ разорванную нитъ, соединяющую его с человечеством. Коренъ зла, по мнению Чаадаева, в том, что Россия восприняла новое образование не от западного католичества, создавшего "всю жизнъ земную и общественную, семейство, отечество, поэзию и науку", а от Византии. Поэтому прогресс западного христианства прошел мимо России, а другие ветви христианства бьiли бесплодньi. Это писъмо вьiзвало своим антипатриотическим содержанием страшное негодование во всех кругах общества. Надеждин бьiл сослан в Устъ-Сьiсолъск, а Чаадаев объявлен сумасшедшим и подвергнут домашнему аресту. Два других писъма Чаадаева, изданньiе через много лет в Париже иезуитом князем Гагариньiм, посвященьi развитию тех же мьiслей о роли католичества, как хранителя и продолжателя христианской кулътурьi, и о централизующем влиянии папства."
ЦЮРУПА ЧАЙКОВСКИЙ